Пресса о нас

Земля важнее дома?

13.05.2019
Земля важнее дома?

Главный предмет купли-продажи на загородном рынке региона – участки без подряда. То есть без дома и без обязательства его построить – голая земля с коммуникациями (в лучшем случае).

В составе сделок на загородном рынке такие операции составляют 86,7%. В структуре предложения от коттеджных поселков участков без подряда – 93%. А в новых проектах, которые вышли на рынок в этом году – уже 96%!

И это странно, потому что сам по себе участок – это даже не актив. Жить на нем нельзя. (У нас, правда, есть друзья, которые ставили на приобретенном наделе палатку, но это все же экзотика). Разве что грядки разбить и картошку выращивать – так она золотая получится…

Причины понятны. У граждан просто нет денег, чтобы покупать сразу дом. А девелоперы не хотят рисковать: понастроишь домиков, а они покупателю не понравятся.

По мнению Дмитрия Новосельцева, председателя совета директоров «1-й Академии недвижимости», именно такой вид недвижимости оказывается самым доступным по цене. Вторая причина: макроэкономическая ситуация в России ухудшается, строить долгосрочные планы рискованно.

Девелопер проекта «Сувантоярви» Артем Чесноков полагает, что продажа земли без обязательного подряда - это объективная экономическая реальность: «Обязательный подряд сейчас никому не интересен. Время этого формата прошло. Люди хотят и вправе сами выбрать, с кем им строить дом и какой».

Впрочем, есть и другая точка зрения

«Спрос на готовый продукт никуда не пропал, - говорит Сергей Балуев, директор по продажам компании «ФАКТ. Коттеджные поселки». - В сегментах «комфорт» и выше он только возрастает. Зачастую у клиентов есть деньги, но совершенно нет времени. Им интереснее воспользоваться готовым предложением. Однако для реализации готовых домов необходимы и средства, и понимание экономики, и грамотный маркетинг. Это под силу лишь крупным девелоперам».

По мнению Натальи Осетровой, руководителя проекта Gatchina Gardens, чтобы предложить готовый вариант, в котором не хотелось бы ничего менять, девелоперу нужно иметь хороший опыт и понимать культуру проживания в доме.

Руководитель отдела исследований Knight Frank SPb Светлана Московченко напоминает, что на загородном рынке слабо развито кредитование: «В Петербурге и области в ипотеку продают не более 20 % лотов. Самый сложный для банка продукт — кредит на строительство дома. Поэтому чаще всего в ипотеку приобретается участок».

По мнению г-жи Московченко, помочь исправить сложившуюся ситуацию могут только административные ограничения на возведение в области многоквартирных домов, которые позволят развиваться малоэтажному пригороду. Кроме того, важно развивать транспортную инфраструктуру.